Выгодные франшизы



Библиотека франчайзинга


История франчайзинга

Принято считать, что первой компанией создавшей свою франчайзинговую сеть является «Singer Sewing machine company» (США). В 50-х годах 19 века фирма Исаака Зингера была широко известна, ее знаменитые швейные машинки хорошо продавались на всей территории Соединенных Штатов. Возникла необходимость организации полноценного сервиса. Создание сервисной системы на такой огромной территории оказалось достаточно сложным и дорогим делом. Чтобы решить эту проблему Исаак Зингер стал заключать договора с независимыми предпринимателями и компаниями, по которым они получали исключительное право на торговлю продукцией «Singer Sewing machine company» на определенной территории и были обязаны предоставлять сервис конечным покупателям.

Первые франчайзинговые договоры, по своей сути и были дистрибьюторскими соглашениями, подразумевающие не только непосредственные продажи, но и дополнительные обязанности дилера: производить обслуживание, ремонт и оказывать сопутствующие сервисные услуги. Настоящий подъем франчайзинг испытал в 1898 году, когда для прорыва на рынке компания "General Motors" ввела франчайзинговое дилерство. Чтобы стать дилером этой компании фирмам необходимо было вложить собственные средства в подтверждение своего серьезного отношения к делу. Также, по договору, дилеры могли торговать машинами только компании "General Motors", были обязаны обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж франчайзера.

Примерно в это же время на рынок выходит компания Coca-Cola, и чуть позже Pepsico. Франчайзинговые отношения в этих компаниях строятся следующим образом: компания-правообладатель выпускает концентрат для будущих напитков и продает их франчайзи, за которыми закреплена определенная территория. Франчайзи, в свою очередь, разбавляют концентрат газированной водой, разливают по фирменным бутылкам и отправляют в розницу. Такое сотрудничество позволяет значительно снижать издержки на централизованное производство и транспортировку продукта с высоким содержанием воды.

В 20-е годы прошлого века стал развиваться товарный франчайзинг. Крупные оптовые поставщики (франчайзеры) с его помощью стали выстраивать отношения с розничными торговцами (франчайзи). Магазины, оставаясь независимыми предприятиями, получали дополнительные скидки от оптовика, работали под торговой маркой франчайзера.

В это же время широкое распространение получили организации, целью которых стала помощь предпринимателям малого и среднего бизнеса в конкуренции с крупными розничными сетями, в основном за счет закупок по ценам крупного опта.

Так, в 1926 году в Чикаго был основан Независимый альянс бакалейщиков (IGA), а в Европе - «Сеть свободных бакалейщиков» DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как SPAR. Название европейской сети сложилось из первых букв девиза: «Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig», что в переводе означает «Все мы выигрываем от сотрудничества».

Для того, чтобы упрочить свое положение и высвободить ресурсы для модернизации производства во времена экономического спада 1930-х годов в США, нефтеперерабатывающие компании страны стали передавать принадлежавшие им заправочные станции франчайзи. Франчайзер снимал с себя проблемы оперативного управления сбытом, получал дополнительный доход в виде арендной платы и сохранял свой имидж, мелкие предприниматели – франчайзи получали возможность зарабатывать деньги.

В 1958 году появилась франшиза Baskin Robbins. Перед компаньонами, двоюродными братьями Бертом Баскиным и Ирвом Роббинсом, создателями нового формата заведения кафе-мороженое стояла задача повысить доходность предприятия. Они столкнулись с тем, что наемные управляющие не могли управлять кафе также эффективно, как это сделали бы сами братья, то есть хозяева. И тогда Баскин и Робинс приняли решение продавать кафе франчайзи, а самим заниматься производством. Идея сработала. Новые хозяева сами стали заботиться о доходах предприятия. В настоящее время сеть Baskin Robbins насчитывает более 6 000 кафе в 35 странах мира.

В середине 20-го века появилась новая для тех времен и чрезвычайно популярная сейчас форма франчайзинга – франчайзинг бизнес формата. Братья Дик и Мэк Макдональд, владельцы небольшого ресторана в Сан Бернардино (США) уловили главную тенденцию того времени. Послевоенная Америка стала более стремительной и мобильной страной, люди требовали качественного и мгновенного обслуживания. Так, наряду с супермаркетами, появились рестораны самообслуживания. Братья довели систему обслуживания и меню ресторана до совершенства, сделав его чрезвычайно популярным. Слава ресторана привлекала и других рестораторов, которые приезжали учиться к братьям Макдональд. Братья начали продавать свою франшизу, но не заботились о ее дальнейшей судьбе, полностью отдаваясь усовершенствованию своего ресторана. Деятельность по продаже лицензий успеха им не принесла и они начали искать агента по франчайзингу. Этим агентом стал Рэй Крок – создатель будущей империи Макдональдс и родоначальник франчайзинга бизнес-формата.

Основав компанию McDonald’s System, Inc Рэй Крок решил не отступать от той формы обслуживания, которую изобрели братья Макдональд. Компания Крока стандартизировала, работала над повышением эффективности, совершенствовала то, что изобрели братья. Продавая франшизы, Крок требовал строжайшего соблюдения стандартов производства, он мотивировал франчайзи, давая возможность заработать, создал самую эффективную систему поставок во всей отрасли общественного питания.

Сейчас корпорация насчитывает более 14000 предприятий по всему миру. Эта сеть ресторанов быстрого обслуживания известна и узнаваема во всем мире.

В последующие годы франчайзинг бурно развивался в США и странах Европы. Не обошлось и без неприятных моментов. Появлялись мошеннические схемы, по которым продавались «дутые» франшизы. Также нередки были случаи разорения головной компании франчазера, повлекшие за собой разорение мелких компаний – франчайзи. В ответ на эту ситуацию были созданы такие франчайзинговые организации как Международная (IFA) и Европейская (EFF) Ассоциации Франчайзинга. Они служат правовой защите системы франчайзинга.

На сегодняшний день доля франчайзинговых предприятий в США составляет более 40% от общего товарооборота. В странах Европы этот показатель составляет от 5 до 30%. На первом месте по распространению франчайзинга в Европе находится Франция, на втором – Германия и на третьем – Великобритания.

Первый иностранный франчайзер, начавший работать в нашей стране была компания PepsiСo. Это произошло в 1980 годах, еще в Советском Союзе. В 1993 году было открыто первое франшизное предприятие Baskin Robbins.

Первой российской франшизой считается компания «Дока» Владимира Довганя.

Бурно развиваться в России франчайзинг начал с 2001 года. Радостно отметить, что наряду с зарубежными франчайзинговыми сетями в нашей стране активно развиваются российские франчайзинговые предприятия.




Поиск

Наши рекомендации

7camicie - франшиза одежды из Италии

Франшиза модной одежды из Италии
.
Инвестиции - € 57.000. Эксклюзивная территориальная зона

Новости РБК

  Новости


  Погода


  Индексы

Телефон: +7 (903) 272 28 94
E-mail:info@franch-time.ru

Франчайзинг и франшизы в России.
Консультации и услуги для франчайзеров и франчайзи.